Музей пополнился экспонатами из Санкт-Петербурга
Представитель Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин») Валентина Герасимовна Ицкович передала в дар музею модели подводных лодок.
ЦКБ МТ «Рубин» ведет свое происхождение от строительной комиссии подводных лодок (ПЛ), образованной в 1901 году для проектирования, руководства постройкой и испытаниями ПЛ. По проектам ЦКБ МТ «Рубин» было построено более 80% подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. Подводные лодки типа «Л», «Щ» и «М», модели которых были подарены нашему музею, были спроектированы конструкторским бюро в предвоенные годы. Данные субмарины принимали непосредственное участие в обороне Севастополя 1941 – 1942 годов.
В период Великой Отечественной войны во 2-й половине 1941 года советские подводные лодки (ПЛ) действовали позиционным методом на морских коммуникациях противника в западной и северо-западной части Черного моря. Летом 1942 года основной их задачей стало снабжение осаждённого Севастополя. В мае – июле субмаринами было совершено свыше 80 походов, в которых 23 доставили осаждённым около 4000 тонн грузов (боеприпасов, продовольствия, бензина, медикаментов) и вывезли более 1300 человек.
Первыми большими подводными лодками, выделенными для этой цели, были корабли 1-й Севастопольской бригады ПЛ – «Л-4» и «Д-4». 7 мая 1942 года они вышли в Севастополь. С 15 мая в перевозки включились подводные лодки «Л-5» и «Л-23». 30 мая отправились в Севастополь подводные лодки «С-31» и «С-32». А с 14 июня в перевозках грузов для Севастополя участвовали все находившиеся в кавказских портах исправные подводные лодки.
В последние дни обороны Севастополя в эвакуации командного состава и раненых принимали участие две подводные лодки – «Щ-209» и «Л-23». В ночь на 1 июля 1942 подводная лодка «Щ-209» приняла на борт Военный Совет Приморской армии со штабом армии, всего 63 человека и в 2 часа 59 минут 1 июля вышла на Новороссийск, куда и прибыла после сложного похода 4-го июля около 8 часов утра. Подводная лодка Л-23 приняла на борт 117 человек руководящего состава СОРа, ОВРа и города и прибыла в Новороссийск 3 июля.