200 имен моряков-подводников добавлено в базу данных музея
Электронная база музея пополнилась именами моряков-подводников, участников обороны Севастополя. Среди них: подводники, удостоенные звания Героя Советского Союза М.В. Грешилов, А.Н. Кесаев, А.С. Морухов, И.С. Перов, кавалер орденов Ленина и Отечественной войны 1 ст. И.Ф. Фартушный, кавалер орденов Красного Знамени и Ушакова II степени Р.Р. Гуз, кавалер ордена Красной Звезды А.Д. Девятко.
В период обороны 1941 – 1942 годов, отрезанный от Большой земли, окруженный врагами с суши и блокированный с моря Севастополь героически сражался более 250 дней, оттянув на себя в самое трудное для страны время более чем 200-тысячную армию врага. Столь долгое противостояние немецким войскам было возможно во многом благодаря действиям Черноморского флота, в том числе и его подводных сил.
С первого дня войны действия Черноморского флота носили достаточно активный характер. Флотская авиация наносила удары по вражеским базам, в том числе по объектам, находившимся глубоко в тылу. Корабли эскадры совершили набег и подвергли артиллерийскому обстрелу главную базу противника — Констанцу. Подводные лодки действовали на коммуникациях противника.
За июнь — июль 1941 года подводными лодками было совершено девять боевых походов, однако успеха они не принесли. Основная причина заключалась в том, что противник в первые дни войны резко сократил объем перевозок. Сказывались также и ограниченные размеры позиций, и отсутствие боевого опыта у командиров подводных лодок.
Но уже в августе 1941 года ситуация изменилась в лучшую сторону. В первом же походе подводная лодка «Щ-211» под командованием капитан-лейтенанта Александра Даниловича Девятко добилась успеха — потопила транспорт «Пелес», тем самым открыв боевой счет черноморских подводников. Второй боевой поход этой лодки в сентябре 1941 года также был успешным — торпедирован был итальянский танкер «Суперга».
Боевой успех «Щ-211» не был случаен. Командир лодки — капитан-лейтенант Девятко пользовался авторитетом как человек высоких морально-боевых качеств, один из наиболее грамотных командиров, мастер торпедной стрельбы. За уничтожение двух крупных судов противника Девятко был награжден орденом Красного Знамени.
Александр Данилович Девятко считается одним из самых результативных советских подводников начального периода войны. К величайшему сожалению Девятко погиб вместе со своим кораблем 30 ноября 1941 года.
Успешными были походы подводной лодки «М-35» под командованием капитана 3 ранга Михаила Васильевича Грешилова. Первая победа экипажа субмарины — уничтоженный 27 октября 1941 года в районе порта Сулине транспорт противника водоизмещением шесть тысяч тонн.
Из воспоминаний Героя Советского Союза М. В. Грешилова.
«…Стоя на мостике, вслушиваясь в ровный гул дизеля, подумал о том, что комсомольская путевка, проложив прямой, ясный курс моей жизни, привела меня на защиту Родины и я приложу мои знания, опыт и усилия для достижения победы над врагом. Вероятно, о том же думали и мои соратники, возвращаясь в осажденный Севастополь.
В полдень наша «малютка» подошла к Севастополю. Только что кончился очередной налет немецких бомбардировщиков. Вдали еще грохотали зенитки, отгоняя немцев от городских кварталов.
На пирсе нас встретил командир бригады. Он протянул мне руку.
— С первой победой! — поздравил он, приняв мой рапорт…
С «малюткой» я пробыл в осажденном Севастополе пять месяцев».
Девять раз возвращалась лодка в Севастополь с рапортом о потопленных вражеских кораблях, но слова «С первой победой!» остались для Михаила Васильевича Грешилова и для экипажа лодки самой памятной и дорогой наградой. В дальнейшем подводная лодка «М-35» под командованием Грешилова совершила 19 боевых походов, уничтожила 4 транспорта противника общим водоизмещением около 25 тысяч тонн. Весной 1943 года подводная лодка «М-35» была удостоена гвардейского звания.
По количеству времени, проведенном в море, числу совершенных торпедных атак и выпущенных при этом торпед, Михаил Васильевич Грешилов является одним и самых активных командиров советских подводных лодок периода Великой Отечественной войны. 16 мая 1944 года отважному подводнику было присвоено звание Героя Советского Союза.
Успешно наносила торпедные удары по кораблям врага и подводная лодка «М-117» под командованием Астана Николаевича Кесаева. Так в апреле 1942 года «М-117», находясь в автономном плавании по курсу «Констанца — Одесса», встретила немецкий транспорт с живой силой, боеприпасами и боевой техникой, направлявшейся в Севастополь. Смелой, внезапной атакой «М-117» двумя торпедами поразила фашистское судно, благополучно оторвалась от бомбардировщика противника, ушла под воду, легла на дно, а затем вернулась в Севастополь. В дальнейшем «М-117» под командованием Кесаева добилась многих побед и по праву вошла в историю Черноморского флота.
Действуя на коммуникациях противника с первых дней войны, подводные лодки Черноморского флота серьезно осложнили доставку грузов, топлива и солдат. Попытка наладить поставки нефти и нефтепродуктов итальянскими и румынскими танкерами через Босфор была пресечена моряками-подводниками. Наши подлодки до самого конца боевых действий на Черном море патрулировали морские пути, доставляя серьезные трудности снабжению сухопутной группировки немцев.
Но не только прямое, непосредственное нанесение ущерба врагу потоплением его кораблей и судов венчали боевые действия подводных лодок. Они вносили свою лепту в достижение общей победы, выполняя и другие задачи, порой не менее сложные: участвовали в защите своих морских сообщений; вели разведку; высаживали разведывательно-диверсионные группы на побережье, занятое противником; осуществляли мероприятия по навигационно-гидрографическому обеспечению морских десантов и обстрелов кораблями береговых объектов и даже сами совершали внезапные артиллерийские налеты.
Обстоятельства войны выдвинули перед подводными лодками и такую несвойственную им задачу, как перевозка людей, и грузов. В период героической обороны Севастополя, на последнем ее этапе, лодки доставляли в осажденный с суши и блокированный с моря город авиационные боеприпасы, топливо для самолетов и танков, продовольствие, а обратными рейсами вывозили раненых и детей.
Стремясь сократить время перехода из портов Кавказского побережья в Севастополь (в связи с осадой города лодкам пришлось перебазироваться на Кавказ), подводные лодки шли днем в надводном положении, погружаясь только при обнаружении самолетов противника. Входной фарватер в Севастополь подводные лодки проходили ночью в надводном, а днем в подводном положении. Семь раз прорывалась в Севастополь подводная лодка «Л-23» под командованием капитан-лейтенанта И.Ф. Фартушного. Столько же раз прорывали вражескую блокаду подводные лодки «С-32» под командованием капитана 3 ранга С.К. Павленко и «Л-4» под командованием Е.П. Полякова. Успешно осуществляли перевозки и другие лодки.
В период третьего штурма Севастополя 24 подводные лодки 69 раз прорывались в блокированный город. Подводники доставили севастопольцам 2323,5 тонны боеприпасов, 1038,1 тонны продовольствия, 573,7 тонны бензина и вывезли 1392 раненых и эвакуируемых.
Подводные лодки, прорывавшиеся в Севастополь, встречали самое ожесточенное противодействие врага. Противник организовал мощный барраж противолодочной обороны на подходах к Севастополю силами авиации, торпедными катерами и сторожевыми катерами с непрерывным бомбометанием по площадям. Особенно сильное противодействие противника подводные лодки встречали в самом Севастополе, подвергаясь атакам авиации и интенсивному артиллерийскому обстрелу. Только с 1 июня по 3 июля 1942 года 12 подводных лодок подвергались преследованию каждая в среднем по шесть раз, причем на лодки было сброшено в общей сложности 6888 глубинных бомб. От воздействия противолодочных сил противника были потеряны 2 лодки — «С-32» и «Щ-214». Подводные лодки «А-2» и «М-117» получили серьезные повреждения от вражеских авиационных бомб, но остались в строю. Но, несмотря на огромные противолодочные силы и громадный расход боевых ресурсов, немцы так и не смогли прекратить движение советских подводных лодок, которые действовали на коммуникациях Севастополя и после его оставления.
Успех подводных сил Черноморского флота достигался нечеловеческим напряжением всего личного состава подводных лодок. Бессонными ночами, напряженными вахтами у механизмов в тесных, до подволока заваленных грузом отсеках, подводники всеми силами стремились, во что бы то ни стало, решить боевую задачу. Даже в самые трудные минуты никто из экипажей лодок не терял присутствия духа, не впадал в панику, не допускал и мысли об отказе от выполнения боевого задания. Многие героические эпизоды истории боевой деятельности подводников Черноморского флота, говорят о том, насколько велик и значителен был личный вклад в дело победы над врагом каждого подводника.
Уже после войны, оценивая боевые качества советских подводников, военный историк, бывший адмирал гитлеровского флота Ю. Ровер напишет: «Сила русского подводника состоит в его готовности к самопожертвованию... У советских подводников нет недостатка ни в боевой готовности и стойкости, ни... в необходимых штурманских и тактических способностях».
За проявленные в годы войны мужество и героизм сотни моряков-подводников Черноморского флота были награждены орденами и медалям. Семи наиболее отличившимся подводникам-черноморцам — капитану 2 ранга Борису Андреевичу Алексееву, капитанам 3 ранга Михаилу Васильевичу Грешилову, Ярославу Константиновичу Иосселиани, капитан-лейтенантам Астану Николаевичу Кесаеву, Максиму Игнатьевичу Хомякову, мичману Ивану Степановичу Перову, старшему краснофлотцу Александру Сергеевичу Морухову было присвоено звание Героя Советского Союза.